Нарушения речи у детей

О Центре - Практическая деятельность - Нарушения развития речи - Нарушения речи у детей

нарушение речиСпециалистами Центра разработаны методические способы работы  с детьми с задержкой речевого развития, имеющими значительные нарушения речи при расстройствах аутистического спектра, а также при моторной и сенсорной алалии и при выраженных формах дизартрии.  Ниже кратко описываются нарушения речи, при которых самостоятельное развитие речевой функции у ребенка практически невозможно.

У неговорящих (мутичных) детей может быть, как нормальный слух, так и тяжелая степень тугоухости. Их органы речи могут быть органически сильно повреждены, а могут и не иметь видимых патологий,   интеллектуальный уровень развития иногда бывает очень высоким, а порой – значительно снижен. В каждом конкретном случае причину патологического развития речи определяет врач, опираясь, как на свой профессиональный опыт, так и на результаты объективного обследования ребенка. Если же обследование не показывает органических нарушений речедвигательного и речеслухового аппаратов, а также нет видимых предпосылок для грубого недоразвития мыслительных процессов, но у ребенка замечены выраженные особенности эмоционально-волевой сферы, то в этом случае может быть заподозрен диагноз раннего детского аутизма (РДА).

Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром. Современные инструментальные возможности (ЭЭГ, компьютерная  томография, ядерно-магнитный резонанс и т. д.) позволяют выявить имеющиеся морфологические и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункций мозга больного аутизмом. Хотя эти же методы при тяжелых нарушениях аутистического спектра могут не выявить никаких значимых нарушений морфологии или обмена. В тяжелых случаях ребенок не в состоянии произнести не только слова, но и отдельные звуки речи. При выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата ему не удается найти их нужную позицию. Причем в этих случаях теми же органами свободно выполняются любые «непроизвольные» движения (дети без затруднений едят, глотают, облизывают испачканные губы и т. п., могут спонтанно вокализировать отдельные звуки).

Моторная алалия - не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими    являются языковые нарушения. У ребенка с алалией не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить комплекс последовательных артикуляционных движений, трудности переключаемости. Отмечается несформированность ритмической структуры слова и фразы. Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, ограничен рамками обиходно-бытовой тематики. Речь сбивчивая, непонятная, страдает временная и причинно-следственная связь.

Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, так у него не развиваются слухоречевые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.

При сенсорной алалии имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца речеслухового анализатора, в котором происходит первичный анализ речевых звуков.  У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком. Распознавание сенсорной алалии, ее дифференциальная диагностика с другими видами нарушений затруднена. При отсутствии или недостаточности понимания речи, прежде всего, возникает вопрос о состоянии слуха человека. Как показали многократные специальные исследования, в подавляющем большинстве случаев дети с сенсорной алалией имеют некоторое незначительное снижение тонального (физического) слуха, но оно не столь серьезно, чтобы существенно влиять на развитие  понимания речи. Неполноценность восприятия объясняется не снижением слуха, а специфическим состоянием коры головного мозга.

Иногда ребенок понимает только одного человека – мать, педагога и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой. При этом реакция на звуки не зависит от громкости звучания. В тяжелых случаях у безречевого  непонимающего ребенка отмечается двигательное беспокойство, имеются выраженные трудности поведения: ребенок прыгает, кричит, стучит, хаотичен в деятельности. Реже такие дети бывают ласковыми, стеснительными, в какой-то мере осознающими свой дефект.

Некоторые дети с сенсорной недостаточностью пользуются для общения ограниченным набором жестов. Слушают музыку, избирательно относятся к мотивам. Тишина успокаивает детей, громкие же разговоры, крик раздражают. Они правильно реагируют на изменение интонации, не понимая при этом слов-обращений.  Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов, повторяются слова, воспринимаемые в данное время или воспринятые ранее – эхолалия. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется.

Дизартрические расстройства речи в раннем возрасте трудно диагностируются, т.к. могут наблюдаться при самых различных в топическом плане очаговых поражениях мозга и поэтому не сразу дифференцируются от других форм тяжелого нарушения речевой функции. Для специалиста, работающего с ребенком, важно вовремя выделить  признаки имеющейся дизартрии, потому что приемы коррекции речи в этом случае будут отличаться от методов работы над устранением проявлений моторной или сенсорной алалии.

Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как требуется длительный период систематической работы целой команды специалистов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно. Однако, при первично сохранных интеллектуальных способностях ребенка, своевременное начало работы над становлением речевой функции очень часто позволяет ему в дальнейшем обучаться по программе массовой школы.

Авторские  методические разработки специалстов Центра могут быть полезны при работе с теми неговорящими детьми, у которых не удалось вызвать звучащую речь с помощью методов эмоционального растормаживания и использования звукоподражаний.


запись к врачу +7 812 7642710