Алалия
Алалией называют полное отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное недоразвитием или поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалия – это системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетическая сторона речи (произношение) и ее лексико-грамматический строй. Различают две основные формы алалии: моторную (связана с преимущественным недоразвитием активной речи) и сенсорную (проявляется в преимущественном нарушении понимания речи при сохранном физическом слухе).
Для детей с алалией характерно позднее начало речи (к 3-4 годам), в дальнейшем отмечается медленное пополнение словаря ребенка, частые ошибки в грамматическом оформлении речи, нарушения произношения звуков и воспроизведения правильной слоговой структуры слов (перестановки звуков и слогов, сокращения слоговой структуры слов). Нарушения произношения становятся все более заметными при увеличении словарного запаса ребенка. Особенную сложность представляют для детей с алалией овладение связной речью: умение правильно строить предложения, пересказывать тексты, самостоятельно составлять рассказы.
Дети без отставания в речевом развитии к 5 годам овладевают практически всей системой родного языка: правильно произносят все звуки, легко воспроизводят многосложные слова, словарь ребенка составляет от 4 до 5 тыс. слов, легко строят развернутые сложные предложения, без труда пересказывают рассказы и сказки, научаются говорить связно.
Дети, страдающие алалией, нуждаются в постоянных систематических занятиях по развитию речи под руководством логопеда.
На логопедических занятиях ведется работа по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи, исправлению произношения, развитию мышления, внимания, памяти ребенка. Работа строится с учетом индивидуальных речевых и личностных особенностей детей. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3-4 года, когда у ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность и осознанность.
Для детей с алалией характерно позднее начало речи (к 3-4 годам), в дальнейшем отмечается медленное пополнение словаря ребенка, частые ошибки в грамматическом оформлении речи, нарушения произношения звуков и воспроизведения правильной слоговой структуры слов (перестановки звуков и слогов, сокращения слоговой структуры слов). Нарушения произношения становятся все более заметными при увеличении словарного запаса ребенка. Особенную сложность представляют для детей с алалией овладение связной речью: умение правильно строить предложения, пересказывать тексты, самостоятельно составлять рассказы.
Дети без отставания в речевом развитии к 5 годам овладевают практически всей системой родного языка: правильно произносят все звуки, легко воспроизводят многосложные слова, словарь ребенка составляет от 4 до 5 тыс. слов, легко строят развернутые сложные предложения, без труда пересказывают рассказы и сказки, научаются говорить связно.
Дети, страдающие алалией, нуждаются в постоянных систематических занятиях по развитию речи под руководством логопеда.
На логопедических занятиях ведется работа по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи, исправлению произношения, развитию мышления, внимания, памяти ребенка. Работа строится с учетом индивидуальных речевых и личностных особенностей детей. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3-4 года, когда у ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность и осознанность.