Классификация и диагностика СДВГ

О центре - Практическая деятельность - Синдром дефицита внимания и гиперактивности - Классификация и диагностика СДВГ

 

Начиная с 1960-Х годов, термин Минимальная Мозговая Дисфункция (ММД) широко применялся для обозначения сборной группы различных патологических состояний [Бадалян Л. О., с соавт., 1978; Журба Л. Т., Мастюкова Е. М., 1980; Горбачевская Н. Л, с соавт., 1991; Clements S. D., Peters J. Е., 1962], основными проявлениями которых были: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузная неврологическая микросимптоматика, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, нарушения поведения, несформированность навыка интеллектуальной деятельности (навыка реализации интеллекта - метакогнитивные стратегии).

Однако, термин ММД нельзя было бы использовать в отношении слишком разнородной по симптоматическим проявлениям группе детей, тем более нет единой этиологической концепции этого заболевания. Поэтому сначала в DSM-II (1968), а затем в МКБ-9 (1975) появляется новая нозологическая единица - «Гиперкинетический синдром детского возрас-та». После появления гипотезы основного дефекта, связанного с недоста-точностью механизмов регуляции активного внимания тормозящего кон-троля в 1980 г. в DSM-III это расстройство стали обозначать как - «Синдром дефицита внимания» (СДВ). В этой классификации различали два варианта СДВ: с гиперактивностью и без гиперактивности, кроме того в отношении лиц, у которых проявления гиперактивности с возрастом регрессировали, применялся термин - «Резидуальный СДВ» [Бадалян Л. О., с соавт., 1993].

Используемое нами название расстройства - СДВГ (синдром дефи-цита внимания / гиперактивности) является неточным переводом с ан-глийского Attention-Deficit Hyperactivity Disorder (АDНD) - Расстройство Дефицита Внимания Гиперактивности. Современное название появилось в американской классификации DSM-III-R в 1987 году и употребляется для обозначения этого расстройства американскими и большей частью евро-пейских специалистов (с момента появления классификации).

R. L. Barkley (1990) предложил классификацию, в которой выделил две основные формы проявлений СДВГ (АDD/НD): АDD - синдром дефицита внимания без гиперактивности и АDНD - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Некоторые пациенты описываются им как гиперактивные (НD), с плохим контролем поведенческих реакций, импульсивные, другие наоборот, как гипоактивные или летаргические, легко впадающие в состояние скуки, ничем не интересующиеся. Именно у гипоактивных (ADD) чаще всего при однофотонной эмиссионной томографии головного мозга - Single Proton Emission СегеЬгаl Tomography (SРЕСТ-сканировании), позволяющей измерять церебральный кровоток, отмечается снижение кровотока в префронтальных областях коры головного мозга в ситуации сосредоточения на выполнении интеллектуального задания [Аmen О. G., et al., 1993; Аmen О. G., et al., 1997]. Чем больше ребенок старается сконцентрироваться, тем существеннее снижается кортикальный метаболизм, особенно в центральных и лобных отделах коры больших полушарий [Любар Д, Ф., 1998].

Согласно диагностическим критериям DSM-IV [АРА, 1993] выделяют 3 клинические формы СДВГ: с преобладанием невнимательности, с преоб-ладанием гиперактивности и импульсивности и смешанная форма.

Л. А. Ясюкова (1997), в своей классификации сделанной на основе многолетних наблюдений (см. Приложение 2) описывает следующие типы проявлений ММД: близкий к норме - субнормальный; возбудимые - ре-активный и активный (реактивный, напоминает описание гиперактивного типа по Barkley), тормозимые - астеничный и ригидный (вместе напомина-ют описание гипоактивного типа по Barkley).

Примерно в 4-9 раз чаще диагноз СДВГ ставят мальчикам. Пациенты составляют 40-70% стационарного и 30-50% амбулаторного контингента, обслуживаемого детскими психиатрами [Попов Ю. В., Вид В. Д., 1996]. Кроме того, существуют, так называемые, Ютские диагностические критерии, позволяющие ретроспективно диагностировать СДВГ у взрослых, поскольку считается, что данное расстройство сохраняется у взрослых в 30-70% случаев [Wепdег, Р. Н., 1987, 1995; Dоwпеу К. К., et al., 1997].

Симптоматика СДВГ почти всегда появляется до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст обращения к врачу - 8-10 лет, когда учеба и домашние обязанности уже требуют от ребенка самостоятельности, соблюдения определенных правил, целеустремленности и сосредоточенности. Тем не менее, при постановке диагноза СДВГ следует избегать гипердиагностики, так как преходящее нарушение внимания и поведения может быть прояв-лением ситуационных реакций тревожного характера, а в возрасте до ЗХ лет может быть проявлением активного темперамента.

Кроме того, для постановки диагноза СДВГ определенно требуется консультация детского психиатра из-за необходимости отграничения это-го расстройства от поведенческих проявлений психотического регистра, а также депрессии у детей и синдрома Туретта [Попов Ю. В., Вид В. Д., 1996, Бадалян Л. О., с соавт., 1993].

запись к врачу +7 812 7642710

 

Наверх