Проведение исследований для выявления СДВГ

О центре - Практическая деятельность - Синдром дефицита внимания и гиперактивности - Проведение исследований для выявления СДВГ

 

В настоящее время в России диагноз СДВГ (ADHD поDSM-IV-TR) или по МКБ-10 - Гиперкинетическое расстройство (нарушение активности внимания - F 90.0) может быть поставлен на основании результата клинического интервью: сбора данных о том, как именно проявляются нарушения внимания и/или поведения у ребенка, как давно или как долго отмечаются эти нарушения. Были ли подобные нарушения у родственников и т. п. При этом могут использоваться специальные опросники для родителей и учителей, в которых они фиксируют выраженность тех или иных особенностей поведения и внимания у детей, которые имеют эти особенности.

Однако специальные психологические и инструментальные методы диагностики позволяют уточнить диагноз и оценить выраженность проявлений данного расстройства.

Среди наиболее доступных непсихологических методов исследования головного мозга следует выделить ЭЭГ (электроэнцефалографию), в том числе:

1. Клиническую ЭЭГ;
2. ЭЭГ пробы с интеллектуальной нагрузкой;
3. ЭЭГ исследования Вызванных Потенциалов головного мозга (ВП);
4. ЭЭГ картирование головного мозга (maping - мэпинг);

Не электроэнцефалографические методы диагностики:

1. T.O.V.A. - тест вариабельности внимания - психофизиологический тест для оценки функции активного внимания и контроля реакции;
2. Conner's CPT - тест продолжительного предъявления - психофизиологический тест для оценки функции активного внимания и контроля реакции;
3. Qbtest - оригинальный тест схожий с T.O.V.A и CPT, но дополненый функцией актиграфа;
4. Stroop-тест - тест оценки уровня интерференции и межполушарных взаимодействий.

Клиническая ЭЭГ

Это распространенное исследование головного мозга, при котором изучается его состояние, отраженное в производимой живым мозгом биоэлектрической активности. Изучается, как работает мозг, какую электрическую активность он имеет в обычных, стандартных условиях (в спокойном состоянии с закрытыми глазами).

Для этого на голову обычно одевается специальная шапочка, которая похожа на крупную сетку, а иногда на шапочку для занятий плаванием. С помощью этой шапочки, в которой как бы показана система координат – стандартных точек, врач определяет, в какие места на кожу головы устанавливать ЭЭГ электроды, обычно от 12 до 21. ЭЭГ электроды - специальные устройства, состоящие из обычно маленькой (чуть больше 1 см в диаметре) плоской круглой шайбы с электропроводящим веществом, которая при помощи тонкого провода соединяется с прибором, усиливающим сигнал от мозга и затем отправляющим его для обработки в компьютер.

По виду этого сигнала, который отображается на мониторе в виде кривой - электроэнцефалограммы, врач делает заключение о состоянии мозга человека. Например, о наличии, так называемых, очагов патологической активности, участков мозга, которые работают неправильно.

Обычно у детей с признаками СДВГ не выявляется существенных нарушений в работе головного мозга, что, в частности, и позволило отнести это расстройство к так называемым минимальным мозговым дисфункциям.

ЭЭГ пробы с интеллектуальной нагрузкой

В обычном ЭЭГ исследовании не учитывается то, как мозг реагирует на различного рода интеллектуальную нагрузку, которая встречается, например, при выполнении учебных заданий. Неуспеваемость детей с СДВГ по различным школьным предметам, требующим активного внимания, связана с нарушениями в работе мозга, которые определяются в частности при проведении подобных нагрузочных проб.

Например, при чтении и осмысливании читаемого текста, прослушивании или переписывании текста, письме под диктовку, мозг ребенка с СДВГ может быть недостаточно «настроен» на работу, тем более, если работа рутинная или не интересная. Подобные изменения в работе мозга связаны в основном с выраженностью определенного рода биоэлектрической активности, так называемой медленно-волновой активностью мозга.

Изучая соотношение между медленно-волновой и быстро-волновой активностью (коэффициента дефицита внимания-КДВ) в специально выбранной точке мы сравниваем полученный результат с базой данных, где показаны средние значения этого показателя у детей разного возраста.

Если КДВ превышает среднее значение на определенную статистически значимую величину, мы делаем вывод о высокой вероятности диагноза СДВГ у этого ребенка и о необходимости применения нейротерапевтической коррекции, по методу ЭЭГ-БОС.

ЭЭГ исследования Вызванных Потенциалов головного мозга (ВП)

Кроме обычной электрической активности ЭЭГ, современное оборудование позволяет заметить минимальные изменения в работе мозга, которые связаны с его реакцией на внешние раздражители. Такое исследование называется исследованием Вызванных Потенциалов головного мозга (ВП), то есть особенностей ответа мозга на предъявляемые специальные видимые или слышимые стимулы. По характеру этого ответа также можно сделать вывод о степени выраженности нарушений функций головного мозга, в частности функции активного внимания.

ЭЭГ картирование головного мозга (maping - мэпинг)

Картирование головного мозга это дополнительная обработка имеющейся записи ЭЭГ, осуществляемая специальными компьютерными программами. Отображается карта распределения различной по степени (от минимума до максимума) выраженности того или иного вида биоэлектрической активности в коре головного мозга.

Подобная обработка ЭЭГ позволяет увидеть, как на карте, области мозга, имеющие функциональный дефицит, что также помогает в диагностировании и в выборе правильной терапевтической стратегии.

TOVA-тест – тест вариабельности внимания

Испытуемому предлагается наблюдать, как на экране, на сером фоне, появляются, сменяя друг друга, зеленые квадратики либо в верхней, либо в нижней части экрана. Задача испытуемого нажимать на кнопку мыши как можно быстрее, когда зеленый квадратик находится в верхней части экрана. С помощью этого теста определяется скорость реакции, количество ошибок по невнимательности (пропуски), ошибки по причине импульсивности (ошибочные нажатия). Полученные данные сравниваются с нормой, и определяется степень отклонения, то есть насколько выражены эти изменения.

Stroop-тест – тест оценки уровня интерференции

Тест представляет из себя набор из 3 таблиц, в каждой 100 ячеек, на первой из которых, избегая последовательных повторений в строках и столбцах, изображены напечатанные черным шрифтом названия четырех цветов: красный, желтый, зеленый и синий. На второй, эти цвета по тому же принципу, но в иной последовательности отображены в виде цветных прямоугольников. В третьей таблице названия цветов напечатаны краской другого цвета: например слово зеленый напечатано красной краской. Задача испытуемого при работе с первой таблицей быстро прочитать названия цветов, при работе со второй таблицей – быстро назвать цвета прямоугольников, а в третьей таблице необходимо быстро назвать цвет, которым напечатано слово, но при этом постараться не ошибиться и не прочитать само слово. Путем расчета по формулам, учитывающим время прочтения каждой таблицы, определяется, так называемая вербальность – преобладание функций левого, либо правого полушария и интерференция – коэффициент показывающий скорость передачи информации между полушариями.

запись к врачу +7 812 7642710

 

Наверх