Психологическое сопровождение учебного процесса

О Центре - Практическая деятельность - Социально-психологическая дезадаптация - Психологическое сопровождение учебного процесса

В современном и динамично изменяющемся мире одной из важных задач является адаптация школьников и студентов первых курсов к условиям обучения. Это обусловлено бурным развитием научно-технического прогресса, приводящим к увеличению учебной нагрузки с одной стороны и снижением уровня функциональных резервов населения с другой. Растут требования к коммуникативным способностям, возможностям психической саморегуляции, уровню эмоциональной устойчивости и т. д.

Рост учебной нагрузки приводит к повышению психофизиологической цены деятельности, проявляющейся в значительном увеличении психологических и физиологических затрат в процессе обучения и подготовки к поступлению в учебное заведение.

В условиях выраженного несоответствия учебной нагрузки и функциональных резервов организма возможно развитие дизадаптивных форм поведения, проявляющихся в снижении мотивации к обучению и низкой успеваемости, отсутствии или снижении профессиональной направленности, повышенной конфликтности, низкой дисциплинированности, многочисленных жалобах на состояние здоровья и плохое самочувствие, курении и алкоголизации.

Кроме того, данные ежегодных отчетов вузов, показывают, что практически половину всех студентов (49,9%) составляют лица, испытывающие трудности адаптации на начальном этапе обучения. К основным трудностям студенты относят высокую учебную нагрузку, условия проживания и быта, дисциплину, особенности взаимоотношений в коллективе.

Исследования подтверждают, что независимо от эффективности учебной деятельно-сти большинство школьников и студентов начальных курсов нуждаются в психологической подготовке и помощи разной степени и направленности.  Это связано с отсутствием у них «готовых» эффективных психологических приемов и стратегий профессиональной адаптации, психологической готовности к решению учебных задач, возникающих психологических проблем и конфликтов.

Приведенные данные демонстрируют необходимость использования системы меро-приятий профессионально-психологического сопровождения учебной деятельности школьников и студентов, учитывающей не только актуальные нарушения профессиональной адаптации в «группе риска», но и общие закономерности развития профессионально важных качеств, в процессе обучения.

Мы предлагаем единый методологический подход к организации профессионально-психологического сопровождения учеников старших классов и студентов.

Суть профессионально-психологического сопровождения(ППС) в процессе обучения можно определить как комплекс мероприятий, проводимых специалистами в области психофизиологии и профотбора по психологической диагностике и психолого-педагогическому тренингу школьников и студентов, выявлению и углубленному изучению индивидуально-психологических особенностей лиц, испытывающих трудности в учебе и адаптации, а также коррекции их функционального состояния и работоспособности.

ППС направлено на повышение адаптационного потенциала и эффективности учебной деятельности, формирование и развитие личностных профессионально-важных качеств, повышение качества подготовки специалистов в целом.

Основные мероприятия ППС включают:
  • оценку структуры интеллекта и типа интеллектуальной деятельности;
  • определение профессиональной направленностишкольников и разработку диффе-ренцированных психологических рекомендаций по выбору будущей профессии;
  • прогнозирование успешности обучения и социально-психологической адаптации в учебном заведении;
  • формирование и поддержание мотивации к обучению и профессиональной деятель-ности;
  • выявление лиц, требующих психологической помощи в процессе подготовки к поступлению и на начальном этапе обучения в вузе;
  • проведение психологических тренингов и психолого-педагогических занятий;
  • проведение мероприятий психофизиологической коррекции с лицами, испытывающими трудности адаптации.
Психологическая (психофизиологическая) коррекция — это комплекс мероприятий, про-водимых с целью оптимизации функционального состояния организма школьников и студентов с целью повышения эффективности обучения и профессиональной адаптации.

Основными мероприятиями психологической коррекции являются: психологическое кон-сультирование, индивидуальная и групповая психотерапия, социально-психологический тренинг, обучение основам психической саморегуляции.

Основаниями для проведения мероприятий психофизиологической коррекции являются признаки затруднения адаптации:
  • повышенная конфликтность;
  • низкая дисциплинированность;
  • низкая успеваемость по основным учебным дисциплинам;
  • многочисленные жалобы на состояние здоровья и плохое самочувствие;
  • снижение мотивации к учебе и др.
Мероприятия психофизиологической коррекции направлены на:
  • повышение эмоциональной устойчивости;
  • повышение самооценки;
  • устранение психологического дискомфорта;
  • профилактику нервно-психических нарушений;
  • оказание помощи в устранении конфликтов с окружающими;
  • профилактику переутомления и восстановление работоспособности;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • повышение функциональных резервов организма.
Основные методы, используемые в мероприятиях профессионально-психологического сопровождения и коррекции, включают:
  • обучение приёмам психической саморегуляции;
  • обучение приемам повышения уровня эмоционального контроля над различными жизненными ситуациями;
  • совершенствование навыков произвольного управления дыханием и ритмом сердеч-ной деятельности;
  • обучение методике самомассажа биологически активных точек;
  • обучение приемам активной и пассивной мышечной релаксации и релаксидеомотор-ной тренировки;
  • обучение приемам закаливания;
  • тренировку оперативной памяти и д. р.
Аппаратные методы коррекции включают:
  • транскраниальную электростимуляцию (способствует повышению уровня эндорфина в структурах головного мозга);
  • аудиовизуальную стимуляцию и бинауральную синхронизацию (позволяют форми-ровать эмоциональное состояние путем коррекции параметров электроэнцефалограммы);
  • электротерапию биологически активных точек;
  • музыкотерапию;
  • цветокоррекцию и д. р.
Таким образом, основной задачей мероприятий психофизиологического сопровожденияявляется достижение функционального комфорта, при котором наблюдается со-ответствие средств и условий учебной деятельности функциональным возможностям ор-ганизма, учеба сопровождается положительным к ней отношением при адекватной моби-лизации физиологических и психических функций, что обеспечивает сохранение здоровья, высокую работоспособность и профессиональное долголетие.