Психологическое сопровождение учебного процесса
О Центре - Практическая деятельность - Социально-психологическая дезадаптация - Психологическое сопровождение учебного процесса
В современном и динамично изменяющемся мире одной из важных задач является адаптация школьников и студентов первых курсов к условиям обучения. Это обусловлено бурным развитием научно-технического прогресса, приводящим к увеличению учебной нагрузки с одной стороны и снижением уровня функциональных резервов населения с другой. Растут требования к коммуникативным способностям, возможностям психической саморегуляции, уровню эмоциональной устойчивости и т. д.
Рост учебной нагрузки приводит к повышению психофизиологической цены деятельности, проявляющейся в значительном увеличении психологических и физиологических затрат в процессе обучения и подготовки к поступлению в учебное заведение.
В условиях выраженного несоответствия учебной нагрузки и функциональных резервов организма возможно развитие дизадаптивных форм поведения, проявляющихся в снижении мотивации к обучению и низкой успеваемости, отсутствии или снижении профессиональной направленности, повышенной конфликтности, низкой дисциплинированности, многочисленных жалобах на состояние здоровья и плохое самочувствие, курении и алкоголизации.
Кроме того, данные ежегодных отчетов вузов, показывают, что практически половину всех студентов (49,9%) составляют лица, испытывающие трудности адаптации на начальном этапе обучения. К основным трудностям студенты относят высокую учебную нагрузку, условия проживания и быта, дисциплину, особенности взаимоотношений в коллективе.
Исследования подтверждают, что независимо от эффективности учебной деятельно-сти большинство школьников и студентов начальных курсов нуждаются в психологической подготовке и помощи разной степени и направленности. Это связано с отсутствием у них «готовых» эффективных психологических приемов и стратегий профессиональной адаптации, психологической готовности к решению учебных задач, возникающих психологических проблем и конфликтов.
Приведенные данные демонстрируют необходимость использования системы меро-приятий профессионально-психологического сопровождения учебной деятельности школьников и студентов, учитывающей не только актуальные нарушения профессиональной адаптации в «группе риска», но и общие закономерности развития профессионально важных качеств, в процессе обучения.
Мы предлагаем единый методологический подход к организации профессионально-психологического сопровождения учеников старших классов и студентов.
Суть профессионально-психологического сопровождения(ППС) в процессе обучения можно определить как комплекс мероприятий, проводимых специалистами в области психофизиологии и профотбора по психологической диагностике и психолого-педагогическому тренингу школьников и студентов, выявлению и углубленному изучению индивидуально-психологических особенностей лиц, испытывающих трудности в учебе и адаптации, а также коррекции их функционального состояния и работоспособности.
ППС направлено на повышение адаптационного потенциала и эффективности учебной деятельности, формирование и развитие личностных профессионально-важных качеств, повышение качества подготовки специалистов в целом.
Основные мероприятия ППС включают:
Основными мероприятиями психологической коррекции являются: психологическое кон-сультирование, индивидуальная и групповая психотерапия, социально-психологический тренинг, обучение основам психической саморегуляции.
Основаниями для проведения мероприятий психофизиологической коррекции являются признаки затруднения адаптации:
Рост учебной нагрузки приводит к повышению психофизиологической цены деятельности, проявляющейся в значительном увеличении психологических и физиологических затрат в процессе обучения и подготовки к поступлению в учебное заведение.
В условиях выраженного несоответствия учебной нагрузки и функциональных резервов организма возможно развитие дизадаптивных форм поведения, проявляющихся в снижении мотивации к обучению и низкой успеваемости, отсутствии или снижении профессиональной направленности, повышенной конфликтности, низкой дисциплинированности, многочисленных жалобах на состояние здоровья и плохое самочувствие, курении и алкоголизации.
Кроме того, данные ежегодных отчетов вузов, показывают, что практически половину всех студентов (49,9%) составляют лица, испытывающие трудности адаптации на начальном этапе обучения. К основным трудностям студенты относят высокую учебную нагрузку, условия проживания и быта, дисциплину, особенности взаимоотношений в коллективе.
Исследования подтверждают, что независимо от эффективности учебной деятельно-сти большинство школьников и студентов начальных курсов нуждаются в психологической подготовке и помощи разной степени и направленности. Это связано с отсутствием у них «готовых» эффективных психологических приемов и стратегий профессиональной адаптации, психологической готовности к решению учебных задач, возникающих психологических проблем и конфликтов.
Приведенные данные демонстрируют необходимость использования системы меро-приятий профессионально-психологического сопровождения учебной деятельности школьников и студентов, учитывающей не только актуальные нарушения профессиональной адаптации в «группе риска», но и общие закономерности развития профессионально важных качеств, в процессе обучения.
Мы предлагаем единый методологический подход к организации профессионально-психологического сопровождения учеников старших классов и студентов.
Суть профессионально-психологического сопровождения(ППС) в процессе обучения можно определить как комплекс мероприятий, проводимых специалистами в области психофизиологии и профотбора по психологической диагностике и психолого-педагогическому тренингу школьников и студентов, выявлению и углубленному изучению индивидуально-психологических особенностей лиц, испытывающих трудности в учебе и адаптации, а также коррекции их функционального состояния и работоспособности.
ППС направлено на повышение адаптационного потенциала и эффективности учебной деятельности, формирование и развитие личностных профессионально-важных качеств, повышение качества подготовки специалистов в целом.
Основные мероприятия ППС включают:
- оценку структуры интеллекта и типа интеллектуальной деятельности;
- определение профессиональной направленностишкольников и разработку диффе-ренцированных психологических рекомендаций по выбору будущей профессии;
- прогнозирование успешности обучения и социально-психологической адаптации в учебном заведении;
- формирование и поддержание мотивации к обучению и профессиональной деятель-ности;
- выявление лиц, требующих психологической помощи в процессе подготовки к поступлению и на начальном этапе обучения в вузе;
- проведение психологических тренингов и психолого-педагогических занятий;
- проведение мероприятий психофизиологической коррекции с лицами, испытывающими трудности адаптации.
Основными мероприятиями психологической коррекции являются: психологическое кон-сультирование, индивидуальная и групповая психотерапия, социально-психологический тренинг, обучение основам психической саморегуляции.
Основаниями для проведения мероприятий психофизиологической коррекции являются признаки затруднения адаптации:
- повышенная конфликтность;
- низкая дисциплинированность;
- низкая успеваемость по основным учебным дисциплинам;
- многочисленные жалобы на состояние здоровья и плохое самочувствие;
- снижение мотивации к учебе и др.
- повышение эмоциональной устойчивости;
- повышение самооценки;
- устранение психологического дискомфорта;
- профилактику нервно-психических нарушений;
- оказание помощи в устранении конфликтов с окружающими;
- профилактику переутомления и восстановление работоспособности;
- развитие познавательных психических процессов;
- развитие коммуникативных способностей;
- повышение функциональных резервов организма.
- обучение приёмам психической саморегуляции;
- обучение приемам повышения уровня эмоционального контроля над различными жизненными ситуациями;
- совершенствование навыков произвольного управления дыханием и ритмом сердеч-ной деятельности;
- обучение методике самомассажа биологически активных точек;
- обучение приемам активной и пассивной мышечной релаксации и релаксидеомотор-ной тренировки;
- обучение приемам закаливания;
- тренировку оперативной памяти и д. р.
- транскраниальную электростимуляцию (способствует повышению уровня эндорфина в структурах головного мозга);
- аудиовизуальную стимуляцию и бинауральную синхронизацию (позволяют форми-ровать эмоциональное состояние путем коррекции параметров электроэнцефалограммы);
- электротерапию биологически активных точек;
- музыкотерапию;
- цветокоррекцию и д. р.