Школьная тревожность
О Центре - Практическая деятельность - Социально-психологическая дезадаптация - Школьная тревожность
Школьная тревожность – достаточно широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Формированию и закреплению школьной тревожности способствуют следующие факторы:
Типичными проявлениями школьной тревожности являются:
Формированию и закреплению школьной тревожности способствуют следующие факторы:
- учебные перегрузки;
- неспособность учащегося справиться со школьной программой;
- неадекватные ожидания со стороны родителей;
- неблагоприятные отношения с педагогами;
- регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
- смена школьного коллектива, или непринятие школьным коллективом.
Типичными проявлениями школьной тревожности являются:
- ухудшение соматического здоровья;
- нежелание ходить в школу;
- излишняя старательность в выполнении заданий;
- отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий;
- раздражительность и агрессивные проявления (вербальная и невербальная агрессия);
- рассеянность. Снижение концентрации внимания на уроках;
- потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях;
- ночные страхи, связанные со школьной жизнью;
- отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушенным голосом;
- отказ от контактов с учителями или одноклассниками или сведение их к минимуму;
- сверхценность школьной оценки.