Портрет ребенка с СДВГ
О центре - Практическая деятельность - Синдром дефицита внимания и гиперактивности - Портрет ребенка с СДВГ
Ваш ребенок мучительно долго садится за домашнюю работу, но его внимание, через 2 мин отвлекается шелестом дерева за окном или визгом тормозов. Поэтому некоторое время он смотрит в окно… Затем вскакивает и начинает играть в машинки.Полностью поглощенный процессом он, ничего не видя и не слыша вокруг, громко озвучивает репортаж со своей «Формулы 1»… Нехотя возвращаясь к столу, после того как Вы, повторив 5 – 7 раз: «Иди делай уроки», грозно прикрикнули что-нибудь вроде – «иначе выпорю», он останавливается чтобы пощекотать младшую сестру… Снова мучительно долго садится за домашнюю работу, но его внимание, через 2 мин отвлекается … и т. д., и т. п.
Но, пожалуй, никакое другое нарушение при СДВГ не вызывает так много нареканий со стороны родителей и воспитателей, как вопиющая двигательная расторможенность. Такому ребенку более всех грозит неприятие, так как он способен вывести из себя даже самых спокойных взрослых.
Часто ребенок любопытен, но не последователен в своем любопытстве. Он на все смотрит, все слушает, трогает, пробует, но беспорядочные действия, которые еще называют «двигательной бурей», не складываются в необходимый опыт. Его знания, рассуждения, умозаключения поверхностны, поскольку основополагающее детское «почему?» удовлетворяется первыми же услышанными в ответ словами без попыток постижения смысла описываемого явления или понятия. В результате интеллектуальный и морально-этический багаж такого ребенка состоит из поверхностных представлений о предметах и явлениях, к упрощенному пониманию социальных и межличностных отношений, что затрудняет его общение с окружающими, которые часто считают его дураком или хулиганом.
Он часто действует, не задумываясь о последствиях. Нередко проявляет агрессивность, и даже жестокость по отношению к тем, кто препятствует ему в получении удовольствия, или просто не нравится. Плохого в себе не замечает, наказания для него – бессмысленная, незаслуженная несправедливость. Часто в детских коллективах ему отводят роль шута, «дурака», в которую он впрочем, зачастую охотно вживается, существуя в своем собственном мире фантазий, напоминая тем самым, традиционные образы Ивана-дурака, Емели, Незнайки, которые, как вы помните, полагались зачастую на везение, на «авось».
Никого столько не укоряют, не наказывают, не одергивают, сколько его. В результате ребенок ожесточен и часто, будучи предоставлен сам себе, становится лидером в группе детей и подростков с демонстративно отклоняющимся поведением, школьных или дворовых «бандах».
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут. Де-ти с СДВГ имеют «мерцающее» внимание, могут «впадать» и «выпадать» из состояния сосредоточения, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета.
Но, пожалуй, никакое другое нарушение при СДВГ не вызывает так много нареканий со стороны родителей и воспитателей, как вопиющая двигательная расторможенность. Такому ребенку более всех грозит неприятие, так как он способен вывести из себя даже самых спокойных взрослых.
Часто ребенок любопытен, но не последователен в своем любопытстве. Он на все смотрит, все слушает, трогает, пробует, но беспорядочные действия, которые еще называют «двигательной бурей», не складываются в необходимый опыт. Его знания, рассуждения, умозаключения поверхностны, поскольку основополагающее детское «почему?» удовлетворяется первыми же услышанными в ответ словами без попыток постижения смысла описываемого явления или понятия. В результате интеллектуальный и морально-этический багаж такого ребенка состоит из поверхностных представлений о предметах и явлениях, к упрощенному пониманию социальных и межличностных отношений, что затрудняет его общение с окружающими, которые часто считают его дураком или хулиганом.
Он часто действует, не задумываясь о последствиях. Нередко проявляет агрессивность, и даже жестокость по отношению к тем, кто препятствует ему в получении удовольствия, или просто не нравится. Плохого в себе не замечает, наказания для него – бессмысленная, незаслуженная несправедливость. Часто в детских коллективах ему отводят роль шута, «дурака», в которую он впрочем, зачастую охотно вживается, существуя в своем собственном мире фантазий, напоминая тем самым, традиционные образы Ивана-дурака, Емели, Незнайки, которые, как вы помните, полагались зачастую на везение, на «авось».
Никого столько не укоряют, не наказывают, не одергивают, сколько его. В результате ребенок ожесточен и часто, будучи предоставлен сам себе, становится лидером в группе детей и подростков с демонстративно отклоняющимся поведением, школьных или дворовых «бандах».
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут. Де-ти с СДВГ имеют «мерцающее» внимание, могут «впадать» и «выпадать» из состояния сосредоточения, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета.