Материалы IX конгресса "Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии", 2010
О центре - Научная работа - Российские конгрессы - IX Российский конгресс, Москва 2010
Для 9-го Российского конгресса "Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии", проходившего в октябре 2010 года в Москве сотрудниками Центра был подготовлен доклад:
Исследование динамики эмоционально-волевых нарушений и предпосылок интеллекта у детей, страдающих атипичными лобными абсансами
Зайцев Д.Е., Елецкова Л.В., Титов Н.А., Лютин Д.В.
«Психоневрологический центр Д.Е. Зайцева», Санкт-Петербург (pncz.ru)
Цель: изучить динамику абилитации основных психических функций у детей, страдавших атипичными лобными абсансами после компенсации эпилептического процесса для понимания значения органического очага в формировании интеллектуальных нарушений и личностных изменений.
Материалы и методы: в исследование были включены дети, страдавшие абсансами без сопутствующего органического поражения головного мозга, подтвержденным MРТ (I группа) 69 детей, и дети с органическим поражением головного мозга, подтвержденным MРТ (II группа)143 ребенка, у которых была достигнута клиническая ремиссия в течение пяти лет. Для этого использованы нейропсихологические методики.
Первое психологическое исследование проведено через три или четыре недели после последнего абсанса, зафиксированного в ЭЭГ. Второе исследование проведено в через год, третье – через три года ремиссии, последнее исследование через пять лет успешной антиконвульсивной терапии.
Результаты: Неравномерность структуры интеллекта за счет «западения» функций внимания в I группе 50 детей из 69 (72,5%) в исходном уровне (сразу после компенсации эпилептического процесса). Неравномерность структуры интеллекта за счет «западения» функций внимания II группы в этот же период: у 140 из 143 детей (97,9%). Через 1 год – 46 детей I группы (66,77%) имели это нарушение и 139 (97,2%) второй группы (p<0,05). Через 3 года 44 детей (63%) I группы и 138 человек (96,5%) второй группы (p<0,05). Через 5 лет эта дисфункция выявлена у 44 детей (63,8%) I группы и 138 детей (96,5%) второй группы (p<0,05). Дефицитарность зрительно-пространственного анализа и синтеза при первом исследовании выявлена у 40 детей из 69 (57,9%) I группы и у 143 ребенка (100%) II группы. Через 1 год 38 детей (55%) I группы, 120 детей (83,9%) второй группы. Через 3 года в I группе 36 (52,1%), через 3 года –110 детей (76,9%) II группы. Через 5 лет эти нарушения сохранялись у 34 (49,2%) детей I группы, и у 104 (72,7%) детей II группы. Незрелость механизмов саморегуляции познавательной активности выявлена у 59 человек из 69 I группы (85,5%) в первом исследовании (исходный уровень) и у 143 человек из 143 II группы (100%). Через 1 год эти нарушения выявлены у 50 детей (72,4%) первой группы и у 130 детей II группы (90,9%)(p< 0,05). Через 3 года у 50 (72,4%) детей I группы и у 120 (83,9%) детей II группы. Через 5 лет эти нарушения сократились до 42 детей I группы (60,8%), и у 119 детей II группы (83,2%).Понимание логических временных связей, уровень доступных обобщений встречалась у 55 человек (79.7%) I группы и у 120 человек (89.3%) II группы. Через 1 год – у 51 ребенка I группы (73.9%) и у 110 человек (76.9%) II группы. Через 3 года у 40 человек (57.9%) I группы, и у 98 человек (68,5%) II группы. Через 5 лет это число сохранялось в I группе (40 человек (57,9%), а во II группе продолжало нарастать (96 человек (67,1%).
Вывод: сопутствующее органическое поражение головного мозга при атипичных лобных абсансах оказывает влияние на грубость психических нарушений в начале реабилитационного процесса, но не влияет на качество реабилитации через пять лет, что может косвенно указывать на отсутствие прямой взаимосвязи между восстановлением онтогенеза и органическим поражением головного мозга ребенка после компенсации атипичных лобных абсансов.