VIII Российский конгресс "Современные технологии в педиатрии и детской хирургии", 2009

О центре - Научная работа - Российские конгрессы - VIII Российский конгресс, Москва 2009

VIII Российский конгресс "Современные технологии в педиатрии и детской хирургии" состоялся 20 - 22 октября 2009 г. в Москве. По неизменной традиции в мероприятиях собрания принимала делегация сотрудников ПНЦ Д,Е,Зайцева.

В рамках научной программы были представлены два доклада.

Диагностика и лечение интериктальной тревоги у детей, страдающих лобными абсансами

Зайцев Д.Е., Елецкова Л.В.

Психоневрологический  центр Д.Е. Зайцева, г.Санкт-Петербург (pncz.ru)

Цель: изучить динамику тревожных расстройств у детей, страдающих атипичными лобными абсансами (при одиопатической лобной эпилепсии) и простыми абсансами (при идиопатической генерализованной эпилепсии) после компенсации острого эпилептического процесса при применении анксиолитической терапии для подтверждения разницы электрогенеза различных эпилептических процессов.

Материалы и методы: исследована динамика психического состояния на трех этапах реабилитационного процесса у 212 детей страдавших абсансами в возрасте от 6 до 18 лет (после достижения медикаментозной компенсации). Атипичными лобными абсансами (АЛА) страдали 69 детей (34 девочки, 35 мальчиков), и они составили первую группу. Просты абсансы (ПА) диагностированы у 143 детей (70 девочек, 73 мальчика), и они составили вторую группу.

Изучалась эмоционально-волевая сфера (страхи, тревожные состояния, панические атаки) у детей, страдавших разными видами абсансов. Первое психологическое исследование проведено через 3 или 4 недели после последнего абсанса, зафиксированного в ЭЭГ (и в случае простых абсансов, и в случае атипичных лобных абсансов). Второе исследование проведено в среднем через год, третье - через 3 года ремиссии. Последнее исследование проведено через 5 лет успешной антиконвульсивной терапии, то есть перед предполагающейся отменой антиконвульсантов.

Результаты: тревожные состояния различной глубины и продолжительности диагностированы, как интериктальные состояния: в виде дистимий у 22 детей I группы (31,9%) с АЛА и у 58 детей (40,6%) II группы (ПА). Но достоверные различия (p<0,002) касались глубокой тревоги, сопровождаемой отчетливым страхом, часто сопровождавшимся вегетативной реакцией (сердцебиение, потоотделение) после компенсации острого эпилептического процесса в течение первых трех недель у 20 из 69 детей первой группы (29%) и 20 из 149 детей второй группы (14%).

Через год эта тревога сохранилась у 20 детей первой группы, а у детей второй грппы, то есть страдавших простыми абсансами частота снизилась в два раза (10 детей - 7%). Затяжные тревожные состояния (продолжительностью не менее 1 недели) выявлялись у детей обеих групп через 3 года после компенсации острого эпилептического процесса с той же разницей: у детей первой группы (АЛА) они были в 2 раза чаще, чем у детей второй группы (ПА). Двое детей первой группы (2,9%) и дети второй группы (1,4%) имели длительные тревожные состояния не менее одной недели.

Через 5 лет компенсации процесса эта разница сохранялась у тех же детей с прежней частотой. Выявлена разная "отзывчивость" на анксиолитическую (противотревожную) терапию детей двух групп. Детям первой группы (АЛА) после безуспешного применения гидроксизина назначался флувоксамин в дозе до 75 мг/сутки на срок до 6 месяцев. У детей второй группы (ПА) тревожные состояния компенсировались приемом гидроксизина в средней дозе 25мг/сутки, то есть они были более отзывчивы к терапии.

Заключение: различная глубина, продолжительность и отзывчивость на анксиолитическую терапию тревожных расстройств может косвенно свидетельствовать о разной степени подавления основного ритма в ЭЭГ после компенсации простых и атипичных абсансов.

Неэпилептические приступы при ДЦП и органическом поражении головного мозга у детей (диагностика и клиническая симптоматика)

Зайцев Д.Е., Елецкова Л.В.

Психоневрологический центр Д.Е. Зайцева (www.pncz.ru)
г.Санкт-Петербург.

Цель: систематизировать неэпилептические приступы у детей, страдающих ДЦП, и при органическом поражении головного мозга.

Материалы и методы: исследована динамика течения неэпилептических приступов у 45 детей из которых у 30 диагностирован детский церебральный паралич (спастическая диплегия 11, тетрапарез 10, гемипаретическая форма 9) и 15 детей с диагностированным органическим поражением головного мозга и приступами, у которых двигательные нарушения не соответствовали диагностическим критериям ДЦП. У всех детей при ЭЭГ-мониторировании были записаны приступы.

Результаты: картина МРТ при ДЦП носила следующий характер: при спастической диплегии обнаружены церебральные атрофии и смешанные гидроцефалии; при тетрапарезе более обширные повреждения, чем при спастической диплегии, а при гемипаретических формах ДЦП во всех случаях выявлены кистозно-атрофические процессы корково-подкорковых образований (порэнцефалические кисты).

Пороки развития головного мозга нами выявлены не были. Картина МРТ при органическом поражении головного мозга не выявляла локальных поражений, носящих специфический характер. ЭЭГ детей, с диагностированной спастической диплегией и тетрапарезом отличалась от таковой при гемипаретической форме ДЦП отсутствием медленноволновой активности на стороне, контралатеральной стороне поражения. При органическом поражении головного мозга картина ЭЭГ не имела специфической эпилептической активности, а эпилептические комплексы не имели постоянной локализации.

Клиническая картина приступов, выявляемая при ДЦП, имела следующие особенности: при гемипаретической форме в отличие от тетрапареза миоклонии имели фокальный характер и большую зону распространения ("рука-нога"). При органическом поражении головного мозга картина приступов не носила специфического, определенного характера. С одинаковой частотой встречались и миоклонические (как симметричные, так и асимметричные) и тонические приступы, имевшие специфические корреляты в ЭЭГ. Атипичные лобные абсансы и их корреляты в ЭЭГ носили грубо асимметричный характер, как при органическом поражении головного мозга, так и при ДЦП. Утрата сознания не диагностирована ни в одном случае.

Заключение: приступы при ДЦП и органическом поражении головного мозга носят пароксизмальный характер неэпилептического генеза.